Дочь дворянина и танцовщицы известна по роли старой цыганки в фильме «Табор уходит в небо», но её слава гремела задолго до выхода этой картины. Как сложилась судьба талантливой артистки?
Голубая кровь
Надежда Киселёва (так на самом деле зовут актрису) появилась на свет 15 февраля 1909 года в Нальчике. Её мать, певица и танцовщица из Стрельненского цыганского хора Лебедева, поехала к морю, чтобы оправиться от измены мужа, и сама позволила себе закрутить курортный роман с московским дворянином Сергеем Киселёвым. От союза цыганки и аристократа родилась девочка, которой предстояло стать актрисой.
Ляля Чёрная начала выступать на публике с 13 лет. Она танцевала в ресторане «Арбатский подвал» под песни цыганского хора Егора Полякова, а с 15 лет и сама начала петь романсы.
В 1931 году, сразу после открытия театра «Ромэн», талантливая артистка вошла в его труппу. Ляля Чёрная завоевала любовь зрителей, но, несмотря на толпы поклонников, оставалась крайне скромной девушкой. Коллеги вспоминали, что она возмущалась, когда её имя выделяли на афишах крупным шрифтом, и подчёркивала: «Приехал на гастроли театр, а не я».
Современники также нередко вспоминали удивительную щедрость актрисы. В тридцатые годы, когда многие её друзья и знакомые были репрессированы, Ляля продавала подаренные поклонниками драгоценности, чтобы на вырученные деньги собрать передачки с продуктами и тёплыми вещами. За ней закрепилась слава человека, который может снять с себя последнее пальто и отдать нищенке.
Унёс от мужа на руках
В 1936 году Ляля Чёрная появилась на экранах в драме «Последний табор», после которой армия её поклонников возросла многократно.
К тому времени актриса уже была замужем за актёром и режиссёром Михаилом Яншиным. Михаил Михайлович женился на ней вскоре после расставания с актрисой Вероникой Полонской, последней возлюбленной поэта Владимира Маяковского.
Во время Великой Отечественной войны Ляля Чёрная выступала перед ранеными в госпиталях и выезжала с агитбригадами на линию фронта, чтобы поднять боевой дух солдат.
В 1942 году актриса с труппой театра «Ромэн» встречала Новый год на гастролях в Нальчике. В разгар скромного торжества актёр Николай Хмелёв подхватил Лялю на руки и унёс к себе в номер. Как выяснилось позднее, он уже давно был влюблён в цыганскую красавицу, но не решался как-либо заявить об этом.
Ляля Чёрная рассталась с Яншиным и вышла замуж за Хмелёва, от которого родила сына Алексея. При этом со своим бывшим мужем она сохранила дружеские отношения. Михаил Михайлович даже стал крёстным её ребёнка.
Да, жёны от меня уходили, но к каким мужчинам! К Маяковскому! К Хмелёву! — шутливо замечал Яншин.
В ноябре 1945 года Николай Хмелёв во время генеральной репетиции спектакля «Трудные годы», где он должен был играть царя Ивана Грозного, упал в обморок от нервного напряжения и умер, не приходя в сознание. Яншин всячески поддерживал внезапно овдовевшую Лялю Чёрную и помогал ей растить сына.
Работала до последнего
В послевоенные годы Ляля Чёрная была востребованной театральной и эстрадной артисткой, а вот в кино активно начала сниматься только в семидесятые годы, когда её карьера была уже на спаде. В 1972 году она предстала перед зрителями в образе старой цыганки-травницы в мелодраме Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо», но в ней уже непросто было узнать ту красавицу, что некогда будоражила умы и сердца мужчин.
В семидесятые Ляля записывала музыкальные пластинки, преподавала вокал молодым артистам, принимала участие в концертах. Она не мыслила жизни без сцены и до последнего дня старалась найти способ встретиться со зрителями.
2 сентября 1982 года во время концерта 73-летней артистке стало плохо, она начала задыхаться. Коллега Пётр Деметер вызвал для актрисы «скорую», но в тот же вечер она ушла из жизни на больничной койке. Надежду Хмелёву похоронили в Москве, на Новодевичьем кладбище, рядом с мужем.