Лотерейный билет с подвохом: почему «Спортлото-82» не принес триумфа Леониду Гайдаю

Не таясь, можно сказать, что в 1982 году картина «Спортлото-82» подверглась немалой критике со стороны публики. А ведь Леонид Иович Гайдай на протяжении многих лет слыл неоспоримым мастером комедийного жанра. Кинокритики отнеслись к фильму с подобной же сдержанностью: одни отдавали должное, другие осыпали упреками, но все единодушно отмечали, что до вершин его творчества 1960-х и 1970-х этой ленте было далеко.

Лотерейный билет с подвохом: почему «Спортлото-82» не принес триумфа Леониду Гайдаю

Кадр из фильма

К примеру, авторитетный киновед Илья Вениаминович Вайсфельд в те годы высказался так: если бы такую комедию поставил начинающий режиссёр, его бы единогласно провозгласили талантливой надеждой советского кино. Однако от Гайдая публика и эксперты ждали подлинного гениального полотна, а не просто достойного зрелища. И на сей раз ожидания не сбылись.

Многие усматривали корень проблемы в заказном характере проекта. После грандиозных расходов на Олимпиаду-1980 в Москве государственная казна нуждалась в срочном пополнении. Одним из инструментов стали народные лотереи. В начале 1980-х возродили популярное «Спортлото», десятилетиями приносившее солидные доходы. Реклама лотереи расцвела на упаковках продуктов и напитков, а в городах повисли масштабные баннеры и афиши. Но этого показалось недостаточно. Тогда и возникла идея кинопроекта, способствующего азарту игры — разумеется, в комедийной форме и, само собой, под эгидой Гайдая.

Леонид Иович не горел энтузиазмом по поводу такого поручения: у него зрели другие замыслы. Но с официальными инстанциями спорить было не принято. Его давний соратник, сценарист Владлен Бахнов, сочинил аппропрированный сценарий, и они взялись за дело с привычным рвением — иначе Гайдай и не мог.

Позднее один из рецензентов окрестил «заказной труд» ключевым фактором умеренного успеха. По его мнению, истинный художник волен выбирать темы по зову сердца, а не по чужому указу. В качестве контраргумента он ссылался на «Бриллиантовую руку» и «Ивана Васильевича меняет профессию» — сценарии тех хитов пробивались с трудом, и Гайдай немало потрудился, чтобы их утвердить.

Впрочем, оппоненты возразили: короткометражки «Пёс Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики» тоже возникли по высшему велению, и это не помешало им засиять — вторая даже претендовала на «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах.

Как бы то ни было, «Спортлото-82» возглавила прокат 1982 года. Правда, это оказался последний такой триумф для режиссёра: последующие комедии в лучшем случае финишировали в топ-десяти, не дотягивая до статуса шедевров.

В ретроспективе творчества этого несомненного гения заметно, что первые трещины в фасаде проявились раньше. Когда виртуоз эксцентрики обратился к гоголевским мотивам, где сатира превалирует над чистым юмором, маятник качнулся.

Фильм «Инкогнито из Петербурга» 1977 года стал первой работой Гайдая, миновавшей не только вершину чартов, но и тридцатку лучших премьер сезона. Сценарий, кстати, тоже принадлежал перу Владлена Бахнова.

Для Леонида Иовича это обернулось первым громким фиаско, которое он переживал с особым остроумием. А «Спортлото-82», несмотря на упреки, вернувшееся на первое место, послужило своего рода утешением для уязвлённого самолюбия.

В общем зачёте года картина с 55 миллионами зрителей опередила «Не может быть!» — её посмотрели около 51 миллиона. И всё же немало советских кинокритиков окрестили «Спортлото-82» «неудачным билетом» Гайдая — так и было сформулировано в рецензии «Литературной газеты».

В итоге время расставит акценты. Нынешняя аудитория с удовольствием пересматривает обе комедии. Но что из наследия Гайдая переживёт полвека или хотя бы пару десятилетий — предсказать невозможно.

  • Другие новости