Как выдающийся драматический актёр превратился в звезду экшена.

Сегодня имя Лиама Нисона неразрывно связано с жанром боевика. Большая часть его последних работ — это стремительные, динамичные сюжеты, наполненные захватывающими погонями и напряжёнными перестрелками. Однако немногие помнят, что путь актёра был совершенно иным.
Североирландский артист начал свою карьеру в конце 1970-х в малобюджетных фильмах. Первый заметный успех пришёл к нему в 1990 году после выхода криминальной спортивной драмы «Переступая черту», где он исполнил главную роль. Его герой, чтобы обеспечить семью, вынужден участвовать в подпольных боях. Этот фильм — не просто о спорте, а о борьбе за выживание и сохранение человеческого достоинства. Нисон блестяще воплотил образ живого и искреннего персонажа. К слову, в школьные годы будущий актёр увлекался боксом, что придавало его боевым сценам особую достоверность.
Из заметных работ 90-х стоит выделить драму «До и после» — великолепный дуэт с неподражаемой Мэрил Стрип, где Нисон сыграл отца, готового пойти на всё ради спасения сына, даже если тот оказался на грани преступления. Не менее впечатляющей стала историческая мелодрама «Отверженные» по роману Виктора Гюго. Однако всемирную славу актёру принесла роль в легендарном фильме Стивена Спилберга «Список Шиндлера». О важности и значимости этого шедевра знают все, кто ценит серьёзное кино.
Трагедия, изменившая всё
Со временем Лиам Нисон появился в ряде масштабных проектов — от военной драмы Кэтрин Бигелоу «К-19» до криминальной эпопеи Мартина Скорсезе «Банды Нью-Йорка». Однако переломным моментом в его карьере стало предложение сыграть главную роль в боевике «Заложница». Этот жанр тогда был для актёра нетипичен, и участие в подобных картинах скорее исключением, чем правилом. Тем не менее успех фильма превзошёл все ожидания: при бюджете в 25 миллионов долларов «Заложница» собрала по всему миру свыше 226 миллионов.
После этого предложения посыпались одно за другим, но Нисон не спешил браться за всё подряд. В 2009 году в его жизни произошла страшная трагедия — во время катания на лыжах его жена Наташа Ричардсон получила смертельную травму. Не вдаваясь в подробности этой личной драмы, стоит отметить одно: потеряв любимого человека, актёр полностью погрузился в работу, пытаясь заглушить боль утраты.
Возвращение к драме?
Постепенно драматических ролей в фильмографии Нисона становилось всё меньше, уступая место боевикам. И надо признать, в новом амплуа он преуспел. Лиам доказал, что даже в зрелом возрасте можно успешно сниматься в экшн-фильмах и привлекать зрителя. Его герои — не супергерои и не накачанные атлеты, а обычные люди, которых жизнь вынуждает проявлять жёсткость и решительность.
Драматические работы актёра, такие как «До и после», «Хлоя», «Жизнь за гранью», «К-19», остаются эталоном мастерства. Но и в боевиках Нисон смотрится органично и убедительно. Самые яркие из них — трилогия «Заложница» (особенно в памяти остаётся вторая часть с невероятными гонками по улицам Стамбула), «Неизвестный», «Схватка», «Воздушный маршал», «Прогулка среди могил». Лиам стал одним из тех, кто возродил интерес к жанру боевика.
Однако любой образ рано или поздно начинает повторяться. Так произошло и с Нисоном: последние фильмы боевиков всё чаще напоминают друг друга, роли становятся предсказуемыми и однотипными («Пассажир», «Снегоуборщик»). Злые языки шутят, что актёр словно меняет только верхнюю одежду, оставляя неизменным выражение лица — и в этом есть доля правды.
С годами возраст даёт о себе знать — трюки даются сложнее, и это заметно. Возможно, настало время пересмотреть творческие предложения (а они, безусловно, ещё есть) и вновь обратиться к драматическому амплуа. В запасе у Лиама Нисона ещё немало сил и таланта для серьёзных ролей.