Кто был прототипом девочки Суок из романа-сказки Юрия Олеши «Три толстяка»

Немногим известно, что у героини сказочного романа Юрия Олеши «Три толстяка», девочки-акробатки Суок, существовал вполне реальный прототип. Парадоксальным образом, им оказался вовсе не ребёнок женского пола.

Кто был прототипом девочки Суок из романа-сказки Юрия Олеши «Три толстяка»

Кадр из фильма

О возникновении ключевых образов своего произведения автор поведал лично в середине пятидесятых годов. Общеизвестно, что сказку он посвятил Валентине Грюнзайд, супруге своего друга, писателя Евгения Петрова, и многие черты характера Суок были списаны именно с неё. Но откуда же взялся столь специфический цирковой облик?

Истоки его кроются в детстве самого Олеши. Тринадцатилетним мальчиком на одном из представлений он увидел невероятно изящную девочку-гимнастку. Она исполняла сложнейший номер, изображая механическую куклу, и каждый раз публика рукоплескала этой удивительной миниатюре.

Юной артистке было лет двенадцать-тринадцать, и Олеша погрузился в пучину первого, всепоглощающего детского обожания. Стройная, гибкая фигурка, утончённые черты лица и небесно-голубые волосы будили в душе подростка самые смелые и поэтические фантазии. Все скудные средства, которые ему удавалось раздобыть, он тратил на билеты в цирк, а к её ногам летели букеты, тайком сорванные в городском саду.

Однажды он, собрав всё мужество, решился на знакомство. Дождавшись окончания представления, юноша замер у служебного выхода с заветным букетом и тщательно отрепетированным признанием.

И вот дверь распахнулась. Из неё вышла та самая гимнастка — в том же алом платье и голубых колготках, но уже без грима и парика. И Олеша с изумлением осознал, что перед ним — мальчик. Тот привычным жестом достал из пачки папиросу, закурил и лишь затем обратил внимание на остолбеневшего юношу. Циркач усмехнулся, сплюнул сквозь зубы и с ухмылкой бросил: «Ну чего уставился? Давай сюда свои цветы».

Потрясение от этого крушения первой любви писатель пронёс через всю жизнь. Создавая роман о трёх толстяках, он описал Суок именно такой — ловкой, грациозной и ослепительно прекрасной, — какой запомнил ту самую цирковую девочку из своего детства. Такой, какой боготворил её до той роковой встречи у служебного входа.

Выбор имени также не был случайностью. Первой супругой и подлинной любовью Юрия Олеши стала девушка с редкой фамилией Суок. Более того, сестёр Суок было трое: Лидия, Ольга и Серафима.

Писатель воспылал страстью к младшей, Серафиме. Несколько лет они прожили в гражданском браке, причём Олеша настаивал на официальном бракосочетании, однако Серафима была против. Как выяснилось, не зря — вскоре она оставила его. В решительности и способности на отчаянные поступки героини романа явно угадываются её черты. Утешение же Юрий Карлович обрёл в союзе со средней сестрой, Ольгой Суок, которая отвечала ему безграничной преданностью и нежностью.

Примечательно, что для исполнения сложнейших акробатических элементов в экранизации романа у исполнительницы главной роли, Лины Бракните, была дублёрша — юная гимнастка из спортивной школы.

Так в образе сказочной героини классик отечественной литературы Юрий Карлович Олеша сплел самые сильные и пронзительные любовные впечатления своей жизни. И усилия его не пропали даром: едва ли не каждый второй мальчишка, читавший роман или смотревший фильм, навсегда влюблялся в эту удивительную, воздушную и отважную Суок.

  • Другие новости