Кинокомедия 1999 года «Китайский сервиз» предстает не просто фильмом, а подлинным символом России времен перестройки, где в причудливом единстве сошлись «старая гвардия» и нарождающиеся «новые русские».

Кадр из фильма
Эта картина — редкая для кинематографа лихих девяностых жемчужина, которую неизменно пересматриваешь с особым наслаждением. В ней заключена удивительная, на редкость гармоничная алхимия жанров: здесь переплелись искрометная комедия, поэтичный мюзикл, едкий гротеск и криминальная история.
Особого внимания заслуживает уникальный исторический колорит, пронизывающий не только сюжетную канву, но и каждую деталь — от изысканных декораций и костюмов до безупречного музыкального сопровождения.
Отдельная похвала — блестящему актерскому ансамблю. В ленте старшее поколение мэтров — Владимир Меньшов, Олег Янковский, Николай Никоненко, Богдан Ступка — смотрится на редкость органично в обрамлении молодых дарований.
Особенно ярко раскрылся тогда 25-летний Сергей Безруков, создавший гениальную по точности пародию на «новых русских». Будучи продуктом перестроечной эпохи, он виртуозно и с иронией воплотил на экране характерные черты современных ему «малиновых пиджаков».
Сюжетная линия захватывает зрителя с первых минут и держит в напряжении, мастерски интригуя вплоть до финальных титров.
Я хорошо знаком с творчеством режиссера и сценариста Виталия Николаевича Москаленко и смело утверждаю: свои сильнейшие работы он создал именно по собственным сценариям. И «Китайский сервиз» по праву считается жемчужиной его фильмографии.
Съемки проходили на Волге — именно в тех местах, где, согласно сценарию, разворачивались события: на теплоходном маршруте между Ярославлем и Нижним Новгородом.
Мало кто знает, что ряд персонажей имели реальных прототипов из 1913 года. К примеру, принято считать, что образом золотопромышленника Фрола Сатановского (в исполнении Меньшова) стал глава «меховой империи», богатейший российский купец Павел Сорокоумовский.
Он страстно любил карточную игру. Случалось, проигрывал крупные суммы, но всегда знал меру. Будучи миллионером, он мог без особого ущерба для себя потерять сотни тысяч рублей — сумму, для других равную целому состоянию. Порой же и выигрывал немало — и тогда весь свой куш жертвовал на благотворительность, ибо славился на всю Москву как щедрый меценат.
Сорокоумовский играл не ради наживы, но ради азарта, ради остроты ощущений. И даже проиграв солидную сумму, с удовольствием говаривал, что это — плата за полученное наслаждение. В финале ленты Сатановский с аналогичным удовлетворением произносит: «Нет. В целом отдохнул неплохо!» — прямая отсылка к характеру купца-благотворителя.
Другой персонаж, представитель имперского сыска Арсений Мышко (в блестящем исполнении Никоненко), — прямой намёк на легендарного российского сыщика Аркадия Кошко, дослужившегося до поста начальника Московской сыскной полиции и весьма почитаемого в профессиональных кругах.
Что до самой сюжетной основы, стоит отметить: игра в карты на крупные суммы в дореволюционной России считалась занятием благородным, почти что сакральным. Входить в этот круг могли лишь люди с именем и репутацией. Обычно они сами не мухлевали и не допускали за свой стол сомнительных партнеров.
Это хорошо видно и в фильме: для молодых аферистов сложность состояла даже не в самой игре, а в том, чтобы получить доступ за стол к солидным и статусным игрокам.
Музыкальное оформление ленты с филигранной точностью передаёт дух изображаемой эпохи (1913 год). И хотя подача материала порой гротескова и находится на грани с клоунадой, в целом перед нами — вполне достоверное историческое полотно.
Kino Daily





