Знаменитая сказка «Морозко» Александра Роу вышла на экраны в 1965 году — и до сих пор ежегодно создает новогоднее настроение для поколений зрителей. Многие фразы из фильма уже давно ушли в народ, а поклонники помнят любимые сцены наизусть, но перенести сказку на экран было не так просто.
Сюжет «Морозко» разворачивается летом и зимой: солнечные, летние эпизоды снимали в под Звенигородом, а вот зимние пейзажи могут показаться зрителям знакомыми. Их ставили на Кольском полуострове, недалеко от Оленегорска. Александр Роу увидел потенциал тех локаций во время работы над экранизацией «Вечера на хуторе близ Диканьки».
В суровых погодных условиях декораторам пришлось строить крестьянскую избу и избушку Бабы-Яги. Чтобы ее оживить, пришлось создать сразу два экземпляра: аниматронная изба двигалась в кадре благодаря целой системе рычагов, а вторую создавали из поролона и надевали на актера, как на ростовую куклу.
Большой долей обаяния зимняя сказка обязана талантливым сценаристам, которые добавили в сюжет комедию, и актерам. Так, на роль Марфушеньки режиссер хотел пригласить Тамару Носову, но ассистентка убедила Роу дать шанс юной артистке Инне Чуриковой. По воспоминаниям актрисы, когда она пришла на озвучку фильма и увидела себя в кадре, то расплакалась от разочарования — настолько плохо она выглядела.Найти идеальную актрису на роль кроткой и доброй Настеньки оказалось непростой задачей. Сперва фаворитом режиссера была Надежда Румянцева, звезда комедии «Девчата», однако 15-летняя Наталья Седых оказалась вне конкуренции. Роу не беспокоил ни возраст артистки, ни отсутствие опыта в кино — девушка была балериной.
На съемках хрупкой танцовщице приходилось кататься на самоходных санях, привязанных тросом к грузовику, прыгать в пруд и проваливаться в сугробы. Но самым тяжелым испытанием для Надежды оказался не экшн, а грим — после съемок ей с трудом удавалось снимать клей, который имитировал замерзшие на морозе ресницы.В то то же время у режиссера не было ни тени сомнения насчет главной сказочной злодейки — Бабы Яги. На эту роль рассматривали только Георгия Милляра, который уже примерял этот образ в «Василисе Прекрасной».Во многом сказка оказалась изобретательной — помимо аниматроники, для достижения необходимого эффекта использовали обратную перемотку, двойную экспозицию и комбинированные съемки. В результате «Морозко» добился успеха не только на родине, но и за рубежом. Так, фильм стал победителем Венецианского кинофестиваля в категории детских и юношеских картин, а после занял особое место среди главных новогодних фильмов в Чехии и Словакии.