Захватывающий эпизод холмсианы Игоря Масленникова «Смертельная схватка» был одновременно увлекательным и печальным, зрители не хотели расставаться с любимым сыщиком. В каком-то смысле это сыграло дурную шутку с режиссером: подобно Артуру Конн Дойлю, Масленникову пришлось поддаться на уговоры фанатов и студии — и вернуть детектива на экраны. Но как снимали знаменитую битву Холмса со своим злейшим врагом у водопада?

Для Мориарти разработали атакующий, агрессивный стиль с ножом. Холмс должен был отвечать на выпады, обороняясь, но не нанося ответных ударов. Для этого он использовал тот самый стиль баритсу.
Второй вопрос — кто будет играть Мориарти? Роль должна была достаться Иннокентию Смоктуновскому. Она уже была у него в кармане, когда его дублер Виктор Евграфов появился перед режиссером в образе Мориарти. Роль досталась ему, попадание было идеальным, хотя на этапе озвучки гений преступного мира вдруг заговорил голосом Олега Даля.
Съемочная группа отправилась к Гегскму водопаду. Расписание актеров выглядело впечатляюще: каждое утро по нескольку часов они оттачивали хореографию сражения и приводили себя в форму, затем отправлялись на водопад — и там снова репетировали битву.

Вдохновением для эпизода послужил похожий — из картины «Свой среди чужих, чужой среди своих». Лишь спустя месяц репетиций удалось начать съемки. В тот день моросил долждь, камни были скользкими, альпинисты приготовили куклу для эффектного падения Мориарти.
Лишь спустя пять дублей Масленникову удалось раззадорить Евграфова для сцены, в которой Мориарти совершает мощный бросок и сбивает с ног детектива. Пока съемочная команда отдыхает, снимают то самое падение Мориарти-куклы, но лишь спустя две недели выясняется, что дубль был утерян.
Сложнее всего было снимать борьбу на узком выступе над пропастью. Актеры «сражаются», пока их поддерживает альпинистское снаряжение, но все равно страшно — и холодно. Но кадры получаются захватывающими, а зритель оказывается в восторге.
Kino Daily





