Как Михалков снял и потерял эпичную сцену ограбления из «Свой среди чужих…»

Голливудские амбиции не давали покоя Никите Михалкову с юных лет: свой первый фильм он снимал с соответствующим размахом и под влиянием обаяния спагетти-вестернов с Клинтом Иствудом. Тогда никто не верил в успех молодого постановщика, но от этого зрелищность картины «свой среди чужих, чужой среди своих» казалась даже еще более впечатляющей.

Как Михалков снял и потерял эпичную сцену ограбления из «Свой среди чужих…»

Как это снимали: ограбление поезда

Как Михалков снял и потерял эпичную сцену ограбления из «Свой среди чужих…»

Кадры: «Свой среди чужих, чужой среди своих»

Одной из лучших сцен в фильме стал эпизод ограбления поезда: тогда Михалков понял, насколько хаотичным и непредсказуемым может быть работа режиссера. Кроме того, результат зрители так и не увидели.

Съемки развернулись в Чечне: массовку набирали из местных жителей — в том числе тех, кто прибыл на площадку с собственными конями.

По воспоминаниям Михалкова, в обеденный перерыв каскадеры обсуждали предстоящую сцену ограбления поезда: с какой скоростью он будет мчаться, как запрыгивать на него. Это услышал один из местных жителей — молодой красавец с усами. Он молча оседлал коня, догнал поезд, что ехал в депо, запрыгнул из седла в вагон — и обратно в седло. Это произвело грандиозное впечатление на каскадеров.

Храбрецов из массовки разделили на две группы: грабителей и ограбленных пассажиров. Михалков не ожидал, что это могло оскорбить чеченцев — они наотрез отказались быть «жертвами» и перешли в «грабителей». По воспоминаниям Константина Райкина, массовка настолько вжилась в образ лихих бандитов, что остановить ее удалось лишь с помощью выстрела из ракетницы.

Почему зрители так и не увидели то самое ограбление?

Как Михалков снял и потерял эпичную сцену ограбления из «Свой среди чужих…»

Кадр: «Свой среди чужих, чужой среди своих»

Уже после съемок выяснилось, что пленка, на которую снимали тот эпизод, была бракованной. Масштабный экшен, перестрелки, борьба, погони — все это было безвозвратно утрачено.

Сцену требовалось переснять: сделать это в Чечне было уже невозможно из-за снегопада. Поэтому эпизод пришлось воспроизвести, но уже в Азербайджане.

В чем смысл черно-белых эпизодов?

Монохромная съемка часто воспринимается как флешбек или концептуальный ход автора, но в случае фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» причина появления черно-белых эпизодов куда прозаичнее. Дело в том, что на «Мосфильме» был дефицит цветной пленки «Кодак» — поэтому Михалкову пришлось снимать часть сцен на черно-белую пленку, а художественные смыслы выдумывать уже на этапе монтажа.

Читайте также: Почему Меньшов пропустил собственную победу на «Оскаре»

  • Другие новости