Как и когда возникло знаменитое актёрское трио — Вицин, Никулин и Моргунов

Сегодня существует множество версий, порой значительно разнящихся, о зарождении этого легендарного актёрского союза. Даже в широко доступной Википедии можно встретить противоречивые сведения. В настоящей статье представлена одна из тех версий, которую можно услышать на киностудии, в том числе от людей, близко знавших Леонида Иовича Гайдая.

Как и когда возникло знаменитое актёрское трио — Вицин, Никулин и Моргунов

Кадр из фильма

Образы будущего трио впервые обрели форму в 1960 году в сценарии к короткометражного фильма «Пёс Барбос и необычный кросс». Сам сценарий был создан по мотивам стихотворного фельетона украинского поэта и журналиста Степана Олейника, опубликованного в конце 1950-х годов. В этом произведении рассказывается о трёх неуклюжих рыбаках-браконьерах и собаке по кличке Барбос.

Лично мне качество стихов кажется весьма сомнительным, однако Гайдая пленила сама история. В его воображении мгновенно возникли комичные сцены будущего фильма, и в тот же день, вдохновлённый и воодушевлённый, он сел за написание сценария. Об этом после смерти режиссёра в телепередаче рассказала Нина Павловна Гребешкова.

Гайдай связался с автором фельетона, который подтвердил, что описанное событие действительно произошло в конце 1950-х на Украине. Трое товарищей-собутыльников решили быстро «наловить» рыбы, привязав к палке тротиловую шашку, применявшуюся в горных работах. Подожгли бикфордов шнур и бросили изделие в воду.

Однако их собака восприняла это как игру, в которую с ней уже не раз играли. Она мгновенно прыгнула в озеро, схватила палку и помчалась к берегу, чтобы вернуть её хозяину.

Друзья не ожидали такого поворота событий и, понимая, что шашка вот-вот взорвётся, бросились бежать, насколько хватало сил. Собака же упрямо не отставала, а огненный шнур всё приближался к взрывчатке.

В итоге всё обошлось без трагедии: никто не пострадал, и даже собака, бросив опасный предмет, убежала прочь. Тем не менее, незадачливых рыбаков задержала рыбоохрана, и они были оштрафованы за незаконную ловлю. Позже, по заказу редакции, и появился этот фельетон.

Стоит отметить, что подобные сюжеты встречались и ранее в литературе, однако основой для фильма Гайдая стал именно советский фельетон Степана Олейника, а не произведение Джека Лондона с похожим сюжетом, как утверждают некоторые киноведы.

В фельетоне рыбаков звали Гаврила и два Николы. Гаврила — крупный мужчина с лидерскими чертами, а его товарищи — весьма схожи с будущим Гайдаевским Балбесом: недотёпы и любители выпить.

В общем, Леониду Гайдаю, который был не только режиссёром, но и сценаристом, почти не пришлось выдумывать. Жизнь сама предложила ему смешной сюжет с не менее комичными героями. Оставалось лишь подобрать актёров на роли этих неудачливых браконьеров.

Три клички — Бывалый, Трус и Балбес — родились у Гайдая почти сразу. Однако в фильме они не произносятся. Режиссёр дал им эти прозвища исключительно для себя, чтобы удобнее было ориентироваться в рабочем сценарии — своего рода служебная идентификация, отражающая характеры героев.

Первым в этой троице появился Георгий Вицин. В то время он был другом Гайдая после совместной работы над комедией «Жених с того света». Комедийный образ слабовольного, но хитрого труса сформировался у Вицына именно в той картине, поэтому одного из «Никол» Гайдай сразу писал под его амплуа.

С образом Бывалого у режиссёра также не было сомнений. С самого начала он видел в этой роли Михаила Жарова и даже был готов изменить облик героя ради актёра, поскольку Жаров сразу заявил, что бриться наголо не станет. Гайдай же видел Бывалого именно с выбритой головой. Однако, узнав, что 60-летнему актёру придётся большую часть фильма бегать и лезть на высокое дерево, Жаров отказался от роли. Даже авторитетный куратор Гайдая, Иван Пырьев, не смог переубедить артиста.

Сегодня в некоторых источниках утверждают, что Пырьев хотел видеть в этой роли Ивана Любезнова, а Гайдай — Игоря Ильинского. Однако в интервью 1993 года Леонид Иович рассказал, что изначально рассчитывал именно на Михаила Жарова и не собирался обращаться к Ильинскому, считая это «выстрелом из пушки по воробьям».

После отказа Жарова, по рекомендации того же Пырьева, на роль Бывалого пришёл малоизвестный 33-летний Евгений Моргунов. Его выбрали, главным образом, за подходящую внешность и хорошее здоровье, учитывая, что для роли не требовались особые драматические способности.

С Юрием Никулиным Гайдай до работы над фильмом не был знаком. Он долго искал исполнителя на роль Балбеса и почти остановился на Борисе Новикове, но ему посоветовали рассмотреть профессиональных клоунов, поскольку персонаж был эксцентричным и немым.

Режиссёр посетил представление в Московском цирке и после первой же клоунской репризы понял, что именно Юрий Никулин — его идеальный Балбес. К тому же у Никулина уже был опыт работы в кино.

Так родилась легендарная актёрская троица, которая в своём первом же десятиминутном фильме буквально покорила советскую публику. И не только советскую: «Пёс Барбос и необычный кросс» был показан на Каннском фестивале, где номинировался на «Золотую пальмовую ветвь». После такого успеха стало ясно — это актёрское трио и сам режиссёр обречены на большое будущее. Так и случилось впоследствии.

  • Другие новости