Как фильм «Девушка без адреса» стала первым испытанием для Эльдара Рязанова

После триумфальной премьеры комедии «Карнавальная ночь» Эльдар Рязанов получил предложение поработать над новым сценарием лирической комедии «Девушка без адреса». Сюжет сразу привлек его внимание, и в воображении режиссера уже вырисовывались образы актёров, подходящих для ключевых ролей. Неудивительно, что он стремился вновь сотрудничать с артистами, с которыми ранее добился успеха.

Как фильм «Девушка без адреса» стала первым испытанием для Эльдара Рязанова

Кадр из фильма

На роль деда Катюши он планировал пригласить Игоря Ильинского, а Пашу Гусарова хотел отдать Юрию Белову. В главной роли Кати Ивановой он не представлял никого, кроме Людмилы Гурченко. Более того, он намеревался задействовать почти весь актёрский состав из «Карнавальной ночи» для ролей второго плана.

Однако на первом заседании художественного совета молодого режиссера жестко поставили на место. Ему разъяснили, что выбор актёров — это всегда коллективное решение, и что никто не позволит ему создать из нового фильма вторую «Карнавальную ночь». Как отметил Иван Александрович Пырьев, это совершенно другая история, и, следовательно, её должны сыграть другие артисты. Он также подчеркнул, что в нашей стране множество достойных и талантливых исполнителей, помимо Ильинского и Гурченко.

После заседания худсовета Рязанов испытывал чувство подавленности и унижения. В вестибюле киностудии он догнал Пырьева и, собравшись с духом, неуверенно сообщил о своём намерении отказаться от работы над фильмом. На это Иван Александрович спокойно ответил, что если он это сделает, то ему придется искать другую работу, а точнее — другую профессию!

Следующее заседание худсовета должно было состояться через неделю, и к тому времени Рязанов подготовил новый список актёров. На главную роль он записал Николая Рыбникова, а остальные роли также были отданы артистам, не участвовавшим в предыдущем фильме. Однако на роль Кати Ивановой он всё равно указал Людмилу Гурченко.

За несколько минут до начала худсовета его друг Сергей Каграманов, заместитель директора фильма «Девушка без адреса», по секрету сообщил Рязанову, что Гурченко, при любых обстоятельствах, не сможет участвовать в этой картине. Это было личное решение министра культуры СССР Николая Михайлова, и все члены худсовета были в курсе, но никто не желал это афишировать.

Причина оставалась загадкой. По одной из версий, актриса якобы не пожелала «близко подружиться» с кем-то из высокопоставленных лиц. Однако более распространённой, и позднее подтверждённой самой актрисой, была версия о её отказе стать осведомителем комитета госбезопасности.

В итоге, когда на художественном совете Рязанов представил новый состав актёров, он заявил, что у него пока нет кандидатуры на главную женскую роль.

Интересно, что худсовет поддержал выбор режиссера, и почти весь его список был утверждён. Даже Юрий Белов, на что Рязанов уже не рассчитывал, был добавлен в состав. А главная женская роль была неожиданно отдана никому не известной девушке, не имевшей отношения к кинематографу. Это была студентка филологического факультета Ленинградского университета Светлана Карпинская.

Светлану случайно заметил в метро автор сценария Леонид Ленч. Позже на худсовете он заявил, что, когда писал сценарий, мысленно представлял именно такой образ. Худсовет посчитал этот довод убедительным, и тот факт, что Светлана не имела представления об актёрском мастерстве и даже не посещала драмкружок в школе, остался без внимания.

Лишь позже выяснилось, что Рязанову и съёмочной группе повезло. Девушка оказалась наделенной актёрскими способностями, о которых она сама до этого не догадывалась, и прекрасно справилась с ролью. Успех картины изменил её судьбу: она забрала документы из университета и продолжила обучение в театральном институте.

Премьера фильма состоялась в Москве на Международном фестивале молодежи и студентов. Спустя несколько месяцев он вошёл в пятёрку лидеров проката 1958 года, и его все признали второй удачей молодого режиссёра.

Тем не менее, Эльдар Александрович Рязанов не любил вспоминать об этом фильме. В перестроечные годы в одном из выпусков «Кинопанорамы» он откровенно признался, что не доволен этой работой и что если бы в комедии сыграла Гурченко, то фильм был бы значительно лучше — более динамичным, более лиричным и более смешным. Возможно, «Девушка без адреса» затмила бы собой «Карнавальную ночь». Но, увы, история не терпит сослагательного наклонения.

  • Другие новости