«Аквамен», «Титаник», «Бездна», «20 000 лье под водой» — как снимали подводные сцены в фильмах и с чем приходилось столкнуться актёрам.
Подводные сцены начали снимать уже во времена немого кино. Пионеры киноиндустрии были настолько изобретательны, что иногда их методами пользуются и сегодня. Один из основоположников мирового кинематографа, мастер кинематографических фокусов и иллюзий Жорж Мельес изобрёл следующую технику. Для создания иллюзии подводной съемки в фильме он использовал большой аквариум, который располагался между камерой и актёрами, которые после съёмок оставались сухими. Эту схему режиссёр использовал при создании фильма «Русалка», вышедшем в 1904 году, а также при съёмке фильма «20 000 лье под водой» 1907 года.
Этот простой прием просуществовал практически до 1980-х. С его помощью сняты некоторые сцены в отечественных фильмах «Планета бурь» 1961 года и «Человек-амфибия». Имитировать подводную среду помогало специально организованное освещение и декорации соответствующего цвета.
Были, конечно, и другие попытки. Например, в фильме «Багдадский вор» 1924 года подводные сцены снимали без воды через марлю в рапиде. В оформлении съёмочной площадки использовались настоящие водоросли, которые крепили на леску. А актёр, прикреплённый на трос, имитировал движения в толще воды, находясь на самом деле в воздухе. У такой методики есть название «dry-for-wet», что значит «сухое вместо воды». По сравнению с предыдущим методом, этот реализовать намного сложнее, а смотреться на экранах данный приём будет менее реалистично.
Бывают моменты, когда фильмы снимают под водой, но это гораздо более сложный процесс. Для подобных сцен обычно строят специальную декорацию в съемочном бассейне и ставят ее на гидравлический подъемник. Во время съемки комнату опускают вниз, и вода заполняет интерьер.
С гидравлическим устройством, снимают почти все погружения и затопления в кино. Одним из примеров является гибель «Титаника» в одноименном фильме Джеймса Кэмерона. Трехэтажный интерьер главной лестницы корабля при затоплении опускали в специально созданный у Атлантического океана бассейн глубиной 9 метров. По соседству располагался еще один бассейн побольше. Здесь в искусственном водоеме 27 метров в глубину и 243 метра в длину топили внешнюю декорацию судна.
Интересен опыт съёмок «Бездны» Джеймса Кэмерона 1989 года. Практически все подводные сцены фильма снимались в чаше недостроенной ядерной электростанции в Южной Калифорнии. Актёрам даже пришлось пройти обучение и получить сертификаты дайверов. Поэтому в фильме не использовали каскадеров.
Чаще всего, чтобы создать реалистичную иллюзию подводного мира, создатели фильмов прибегают сразу к нескольким методам. Все известные на сегодня технологии использовали на съемках «Аквамена»: специальные риги, тросы, гидравлическая платформа, воспроизводящая движения подводного плавсредства и многие другие.
Конечно, сейчас снимать подводные сцены стало гораздо проще, благодаря современным компьютерным технологиям.