Феномен Абдулова: Обаяние как высшее актёрское мастерство

Всеобъемлющая народная любовь к актёру — феномен, способный озадачить. Он не соответствовал канонам классического красавца, а его актёрский метод трудно было назвать виртуозным или новаторским. Его герои часто существовали в схожих тонах, лишённые экспрессивных всплесков. Тем не менее, зрители души в нём не чаяли, а поклонницы осаждали его на каждом шагу. В этом и заключалась уникальная загадка его личности.

Феномен Абдулова: Обаяние как высшее актёрское мастерство

Как это ни парадоксально прозвучит сегодня, но в начале пути Александр Абдулов редко оказывался в центре сюжета. Однако именно второстепенные роли принесли ему первую, самую прочную славу. «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Карнавал», «Ищите женщину», «Самая обаятельная и привлекательная» — эти киноленты, без сомнения, видел каждый. На авансцене блистали иные звёзды, но именно Абдулову удавалось проникнуть в самое сердце зрителя, оставив в душе неизгладимый, тёплый след.

Картин, где артист нёс главную драматургическую нагрузку, в начале фильмографии было немного: «С любимыми не расставайтесь», «Чародеи», «Предчувствие любви». При этом его востребованность была колоссальной, а работоспособность — титанической. Он мог с лёгкостью работать на нескольких съёмочных площадках одновременно, перевоплощаясь для таких разных режиссёров, как Захаров, Митта, Рязанов.

Впрочем, образы, которые он воплощал в ту пору, действительно тяготели к определённому типажу: герои-любовники, авантюристы, плейбои. Неудивительно, что со временем сам актёр стал ощущать груз этого амплуа, страстно желая доказать свой драматический диапазон, в то время как публика часто видела в нём лишь обаятельного, но поверхностного сердцееда.

На мой взгляд, ему всё же удалось совершить этот творческий прорыв. Вспомните пронзительную драму «Сошедшие с небес» — горькое размышление о несбывшейся судьбе двух людей, выживших в адских Аджимушкайских каменоломнях Керчи. Финальные кадры этой картины оставляют в душе ледяную тяжесть. Это одна из сильнейших, самых выверенных работ как Александра Абдулова, так и Веры Глаголевой. А его краткое, но ослепительное по энергетике появление в детектире «Десять негритят»? Это была роль-вспышка, роль-откровение.

Когда наступили так называемые «лихие девяностые» и отечественный кинематограф погрузился в глубокий кризис, многие мастера экрана оказались забыты. Но только не Александр Абдулов. Парадоксально, но именно в это сложнейшее время он стал сниматься ещё интенсивнее, всё чаще выходя на первый план в компании самых ярких актрис своего поколения.

Пусть эстетическое качество многих картин того периода было небезупречным, а половина из них канула в небытие, актёрская востребованность Абдулова оставалась феноменом. Взрывная комедия «Анекдоты», где его герой, гонимый за острый сатирический дар, оказывается в психиатрической клинике? Или роль в фильме «Гений», ставшая одной из самых знаковых в его карьере? Стоит вспомнить и «Тюремный романс», и «Странные мужчины Семеновой Екатерины» — работы, где его обаяние обретало новые, подчас неожиданные грани.

Он органично вписался и в новую эпоху, найдя себя в формате телесериалов. «Мастер и Маргарита», «Ледниковый период», «Капкан», «Маршрут» и, конечно, культовый «Next» — таковы его главные проекты нулевых годов. Александр Абдулов не был актёром-методологом; он побеждал и покорял исключительной, животворной харизмой. Это воздействовало на зрителя безотказно, рождая ту самую, внелогичную любовь. Даже его отрицательные персонажи — будь то циничный Боб Деготь из телефильма «В поисках капитана Гранта» или коварный Дуол из боевика «Тайны мадам Вонг» — обладали притягательной силой. Любая картина с его участием вызывала интерес. Многие хочется пересматривать и сегодня. И будь его земной путь длиннее, я уверен, Александр Абдулов продолжал бы очаровывать экран своим неповторимым присутствием.

  • Другие новости