В советское время мультипликаторам приходилось искать способы обойти цензуру, часто используя эзопов язык, а в некоторых случаях они зашивали в детские картинки взрослые смыслы.
«Варежка» (1967), режиссёр Роман Качанов
Кукольный мультфильм, в котором не произносится ни слова.
О чем это?
История вращается вокруг маленькой девочки, которая мечтает о собаке, однако мать не хочет ее заводить. Тогда девочка играет со своей варежкой, и ее воображение превращает ее в щенка.
Каков тайный смысл?
«Варежка» затрагивает глубокие темы, актуальные для середины 1960-х годов. Анимацию можно рассматривать как экзистенциальную притчу об одиночестве и непонимании, как критику института семьи.
Мать девочки демонстрирует токсичное поведение и не понимает истинных потребностей дочери, которая просто хочет внимания. Однако такое изображение отрицательной мамы редко встречается как в советской, так и в мировой анимации.
«Винни-Пух» (1969), «Винни-Пух идет в гости» (1971) и «Винни-Пух и день забот» (1972), режиссёр Федор Хитрук
Советские экранизации сказки Алана Александра Милна.
О чем это?
Эти мультфильмы – об обитателях Стоакрового леса: медведе Винни Пухе, поросенке Пятачке, ослике Иа, Тигре, Кролике и Сове.
Каков тайный смысл?
На самом деле эти мультфильмы служат язвительной социальной сатирой на коммунальную Россию. Любимые герои раскладываются на известные советские (и не только) типажи: Винни-Пух символизирует прожорливого тунеядца, Кролик олицетворяет интеллигента, Иа – меланхоличный философ, а Сова маскируется под мудрую бабушку, несмотря на ее явное отсутствие знаний.
«Крокодил Гена» (1969), «Чебурашка» (1972), «Шапокляк» (1974) и «Чебурашка идет в школу» (1983), режиссёр Роман Качанов
Это кукольные мультфильмы по книгам Эдуарда Успенского.
О чем это?
Чебурашка, своеобразное существо с большими ушами, заводит себе друзей, знакомится с крокодилом Геной и идет в школу.
Каков тайный смысл?
Основные темы этих мультфильмов выходят за рамки простой истории дружбы. Они проливают свет на маргинализированные слои общества, которые часто игнорируются другими, а также на антисемитскую политику, распространенную в СССР в то время.
Не секрет, что команда авторов «Союзмультфильма» состояла из евреев ашкенази. Чебурашку находят в ящике с апельсинами, в основном экспортируемыми Израилем в Советский Союз. Таким образом, крокодил Гена, Чебурашка и (особенно) лев Чандр становятся не просто изгоями общества, а аллегорией изгоев общества. А то, что герои все-таки в итоге социализируются, говорит о том, что создатели верили, что однажды проблема антисемитизма в Советском Союзе перестанет существовать.