Мало кому известно, что культовый французский фильм «Игрушка» 1976 года увидел свет благодаря настойчивости самого Пьера Ришара. В те годы актер пребывал на пике популярности, отбирая роли из обилия предложений и не ведая безработицы. Однако сценарий, созданный его приятелем Франсисом Вебером — автором трех историй о харизматичном Франсуа Перрене, — заворожил Ришара с первого взгляда.

Кадр из фильма
Готовый текст давно пылился в ящике Вебера: продюсеры и режиссеры проходили мимо, не усмотрев в нем потенциала. Но Ришар, напротив, разглядел искру и предложил другу взять съемки в свои руки, а сам выступил продюсером. Так состоялся двойной дебют: Вебер впервые сел в режиссерское кресло, а Ришар — за продюсерский пульт. Результат превзошел ожидания — лента удостоилась восторженных рецензий и кассового триумфа. Вебер продолжил карьеру, сняв свыше десятка картин, не только по собственным сценариям, а Ришар и по сей день успешно продюсирует проекты, включая те, где не снимается сам.
«Игрушка» вызвала настоящий резонанс в французских СМИ. В конце 1970-х западная журналистика еще хранила свободу духа, но тема подчинения репортера корпоративным интересам была острой для всех ведущих изданий. Сатирическая зарисовка о бунте бесправного журналиста против «имперской акулы» задела профессионалов за живое, и пресса активно обсуждала именно этот конфликт, подчеркивая его актуальность.
В 1978 году картина добралась до советских экранов, но здешняя аудитория едва ли уловила журналистскую подоплеку. Вместо нее трогательный нарратив о хрупкой дружбе юного наследника империи и безработного репортера растопил сердца, эхом отозвавшись в мотивах из сказки Юрия Олеши «Три толстяка». Здесь, как и там, капризный, озлобленный мальчишка под влиянием искренних отношений преображается в отзывчивого ребенка, ставящего человеческие узы превыше богатства и положения.
Французы разглядели в фильме зеркало своих социальных реалий, а советские зрители — универсальную притчу о душевной теплоте. И все же «Игрушка» остается шедевром безупречного баланса. С моей точки зрения, это одна из вершин актерского мастерства Ришара, где смех соседствует со слезами, оставляя след в душе каждого.
Kino Daily





