В наши дни кинолента «Безбилетная пассажирка» редко всплывает в воспоминаниях, хотя в год своей премьеры она уверенно заняла место в прокате. Юношеский сюжет, переплетенный с модной тогда эпопеей БАМа, и, разумеется, незабываемый образ главной героини, воплощенный двадцатилетней студенткой ГИТИСа Татьяной Догилевой, – все это создавало неповторимый колорит.

Кадр из фильма
Эта роль стала для нее первым по-настоящему значимым испытанием на большом экране, предопределившим творческий путь актрисы на многие годы вперед. Образы жизнерадостных, обаятельных натур – простодушных, но обаятельных – прочно укоренились в ее репертуаре, как в кинематографе, так и на театральных подмостках.
Мой первый опыт знакомства с этой главной ролью Догилевой прошел почти бесследно. Однако недавно на пути попалась архивная рецензия, посвященная картине и ее исполнительнице. В ней содержались проницательные наблюдения: фабула казалась шаблонной, типичной для производственной агитации эпохи, но Догилева предстала в ней с достоинством, раскрывая уже тогда свой выдающийся дар и неповторимую харизму.
Завершая отзыв, критик советовал актрисе не оставлять сцену, предрекая ей перспективы выдающейся артистки. Ныне эти слова вызывают улыбку, но в 1978 году о Татьяне Догилевой еще никто по-настоящему не ведал.
Ведь в те времена лишь столичные вузы ежегодно выпускали свыше сотни молодых актеров, и едва ли половина из них сохраняла верность призванию. А по-настоящему взлететь к вершинам удавалось единицам. Посему предостережения рецензента были отнюдь не беспочвенны.
Ныне мы знаем: Догилева взобралась на Олимп славы и по сию пору остается одной из самых желанных актрис.
Впрочем, в этой статье мы стремимся осветить иные грани.
Во-первых, это, безусловно, незаурядный талант Догилевой. На фоне своего экранного партнера и прочих артистов она сияет особым светом, полным убедительности! Будь я с ней незнаком лично, то мог бы вообразить, будто она не воплощает роль, а существует в ней органично. В реальности же Татьяна Анатольевна далека от образа невинной простушки – и никогда таковой не являлась.
Во-вторых, картина перенесла меня в те далекие времена, погрузив в вихрь собственной юности – ощущение, которое посещает нечасто. Множество шедевров советского кино тех лет я глубоко ценю, но лишь немногие пробуждают в душе эхо дежавю. Этот фильм же словно окунул в студенческую пору, и не столько за счет интриги, сколько благодаря аутентичным штрихам на экране – верная заслуга режиссера.
В-третьих, просмотр оставляет после себя приподнятое настроение и предвкушение светлых перемен. Ведь одна из высоких миссий искусства – преобразовать душевный лад зрителя, и желательно к лучшему. С нашей точки зрения, эта лента справляется с задачей превосходно. Посему мы сердечно рекомендуем ее к просмотру.
Kino Daily





