Сегодня стало модным возвращаться к проверенным временем кинолентам, создавая их ремейки. Особенно эта тенденция приобрела масштабную популярность в России, где некоторые культовые советские фильмы уже обрели по нескольку современных интерпретаций.

Однако, увы, достойных образцов среди них практически не встретить. Большинство ремейков так и не вышли за пределы узкого телевизионного показа или ограниченного выпуска на DVD, не сумев завоевать широкого зрительского признания.
Известно, что эта мода пришла к нам с Запада. В знаменитом Голливуде первые ремейки появились еще в середине прошлого века. Как правило, им не удавалось превзойти оригиналы, но и исключения встречались. О пяти таких случаях пойдет речь ниже. Отмечу сразу: речь не о сравнении художественной ценности картин, а исключительно об их зрительской популярности. Иными словами, эти ремейки собрали бо́льшую аудиторию, чем фильмы-оригиналы — а сегодня именно этот показатель считается наиболее объективным мерилом успеха кинопроизведения.
«Сабрина» (1954) и «Сабрина» (1995)
Фильм гениального Билли Уайлдера с неподражаемой Одри Хепбёрн, Хамфри Богартом и Уильямом Холденом в свое время покорил не только Америку, но и весь мир. Многочисленные награды, включая «Оскар» и «Золотой глобус», навсегда закрепили за картиной статус одного из шедевров мировой кинематографии. Прибыль в два миллиона долларов в те годы была поистине внушительной.
Спустя сорок лет режиссер Сидни Поллак, работавший на той же студии «Paramount Pictures», решился на ремейк. И случился редкий феномен: за первые два года проката новую «Сабрину» посмотрело больше зрителей, чем оригинал за все годы показа!
В главных ролях блистали Харрисон Форд и Джулия Ормонд, а по мнению многих зрителей и критиков, новая версия рассказа о любви оказалась даже более трогательной и проникновенной, чем классика.
«Сладкий ноябрь» (1968) и «Сладкий ноябрь» (2001)
Похожая ситуация и со второй парой фильмов, где ремейк, обладая большей сентиментальностью, завоевал сердца любителей мелодрамы. За первые годы проката его увидело почти вдвое больше зрителей, чем оригинал в 60–70-х годах — и это несмотря на то, что в середине прошлого века посещаемость кинотеатров была традиционно выше, чем в начале 2000-х, когда фильмы можно было легко найти в интернете.
Обе картины созданы по пьесе известного драматурга Германа Раухера на студии «Warner Bros.». Несмотря на номинацию ремейка на «Золотую малину», он оказался более успешным, в том числе и с коммерческой точки зрения.
«Запах женщины» (1974) и «Запах женщины» (1992)
Редкий пример, когда ремейк полностью затмил оригинал. Первый фильм 1974 года, несмотря на приз Канн и номинацию на «Оскар», не достиг уровня признания, сопоставимого с версией 1992 года.
Картина с Аль Пачино в главной роли не только получила «Оскар» за лучшую мужскую роль, но и была удостоена трех «Золотых глобусов» и ряда других престижных наград.
В обоих фильмах рассказывается трогательная история слепого ветерана, который воспринимает красоту женщин через их запах.
«Забавные игры» (1997) и «Забавные игры» (2007)
Особый случай, когда один и тот же режиссер — Михаэль Ханеке — спустя десять лет переснял собственный фильм. По мнению критиков, ему удалось создать ремейк не менее впечатляющий, чем оригинал.
Сюжет рассчитан на поклонников жанра психологического триллера с элементами садизма. Лично я не берусь оценивать художественные достоинства этих картин, однако факт остается фактом: ремейк 2007 года собрал значительно большую аудиторию по всему миру, чем фильм 1997 года.
«Неуловимый» (2005) и «Турист» (2010)
Хотя ремейк вышел под другим названием и был снят в другой стране, сюжет американского «Туриста» полностью повторяет французскую ленту «Неуловимый», поэтому его вполне можно считать ремейком.
Американцы часто пытались адаптировать успешные европейские фильмы, но чаще всего безуспешно. В данном же случае ремейк превзошел оригинал по популярности не только в США, но и на родине первого фильма — во Франции.
В главных ролях — блистательные Анжелина Джоли и Джон Депп, чья игра во многом способствовала успеху картины.