Бунт против фальши: фильм «Скандальное происшествие в Брикмилле»

Английский драматург Джон Бойнтон Пристли остаётся одним из самых экранизируемых британских классиков XX века в советском кинематографе. «Инспектор Гулл», «Опасный поворот», «Время и семья Конвей» — лишь часть списка отечественных адаптаций его произведений.

Бунт против фальши: фильм «Скандальное происшествие в Брикмилле»

Кадр из фильма

В 1980 году на экраны вышел двухсерийный телевизионный фильм «Скандальное происшествие в Брикмилле» — режиссёрский дебют 44-летнего Юрия Соломина, который сам воплотил главную роль мистера Кэттла.

Если закрыть глаза на мелкие неточности, вроде левостороннего движения в Англии, то перед нами предстаёт глубокая и мудрая притча о том, как незаметно человек теряет себя и как трудно сбросить налёт стереотипов, чтобы обрести истинное «я». Главному герою это удаётся, хотя окружающие отнюдь не в восторге.

«Никогда ничего не бывает потом. Это только кажется, что всё ещё впереди, что жизнь длинна и счастлива, что сейчас можно прожить так, начерно, а потом всё поправишь. Никогда это не наступает… никогда!»

В картине блистали выдающиеся актёры: Нелли Корниенко, Александра Яковлева, Эммануил Виторган, Татьяна Панкова, Александр Вокач, Борис Клюев и другие.

Фильм редко появлялся на телеэкранах, поэтому мы предполагаем, что некоторые зрители с ним не знакомы. Писать рецензию, не касаясь сюжета и не раскрывая интригу, непросто.

Скажем лишь одно: в отличие от оригинальной пьесы, экранизация вышла удивительно доброй и оптимистичной. В этом заслуга Юрия Соломина. Картина дарит надежду каждому, независимо от статуса и положения.

«Знаете, если человек дожил до моего возраста, но, в сущности, так ещё и не начал жить, с ним происходит одно из двух: либо у него умирает душа, а в Брикмилле полно людей давно уже умерших, они ходят, с ними здороваются, разговаривают, а они давно уже… либо он превращается в большую серую крысу, готовую грызть всё живое.
— Вам нравится Брикмилл?
— Не особенно… Но надо мириться.
— Вы уверены, что надо?»

Главное чудо этой истории — не в бунте героя против фальши окружающего общества, а в его победе. Главный герой и героиня обретают своё место и путь. Это тревожит одних и вдохновляет других.

Пристли написал пьесу в 1956 году, более полувека назад, но её посыл актуален как никогда. Кто не видел этот фильм, обязательно посмотрите.

  • Другие новости