Со вчерашнего дня в прокат вышел казахстанский фильм «Дастур» о насилии и принудительном браке. На родине кинолента не только установила абсолютный рекорд по сборам, но и совершила жанровый прорыв. Остросоциальную драму создатели облекли в форму мистического хоррора. Рассказываем, какие важные вопросы поднимает этот фильм.
Главной героиней фильма является Диана, жизнь которой сломалась за считанные минуты. Вместе с лучшей подругой девушка возвращалась домой со школьного выпускного. Внезапно к ним начал приставать Болат, сын богатого и авторитетного отца, который привык получать всё, что ему заблагорассудится. Парень хотел прокатиться на своей машине вместе с девчонками, но получил отказ и начал проявлять агрессию. Под руку не повезло попасться Диане. Девушка подверглась изнасилованию в то время, как её «лучшая» подруга решила скрыться. Болату ничего не грозит за его мерзкий поступок, но родители Дианы не могут пережить позора и вынуждены отдать дочь за насильника, обрекая Диану на дальнейшие страдания.
У названия киноленты есть подтекст. «Дастур» переводится, как «традиция». По сюжету фильма можно понять, что это отсылка к обычаю выдавать жертв изнасилования замуж за своих мучителей лишь для того, чтобы не запятнать репутацию семьи и оправдать поступок насильника.
Создатели выбрали для этой темы необычный жанр — хоррор. На этот жанр вяло реагировали жители России и Казахстана, но «Дастур» стал исключением. Пресса называет картину первым удачным экспериментом в жанре. Благодаря своеобразной подаче контекст фильма сложился таким образом, что многие зрители дешифруют «Дастур» именно как высказывание против насилия. Этому способствовало также то, что премьера фильма совпала с началом громкого судебного процесса под названием «Дело Салтанат». Он касался бывшего министра экономики Куандыка Бишимбаева. В прошлом году он до смерти избил свою гражданскую жену Салтанат Нукенову и на несколько часов оставил ее мертвое тело на полу VIP-кабинки. Это произошло в одном из ресторанов Астаны, который принадлежал матери Бишимбаева.
В конце фильма авторы вновь говорят о проблеме гендерного насилия в семье и за ее пределами. Также они дают обещание пожертвовать часть доходов от проката феминистским инициативам Казахстана.
Эта работа стала дебютной для клипмейкера Куаныша Бейсека. Фильм настолько обнажает проблему, что должен шокировать зрителей и дать им понять, что пока насилие замалчивается, оно так и останется безнаказанным.
Анастасия Смитюк