Андрей Файт: воплощение зла на экране и загадка советского кинематографа

Отточенный мастер драматического амплуа, Андрей Файт — актёр, чья харизма вызывала одновременно страх и неприязнь у нескольких поколений советских зрителей.

Андрей Файт: воплощение зла на экране и загадка советского кинематографа

Кадр из фильма

Родившийся в Нижнем Новгороде в 1903 году в семье древнего немецкого рода Фейт, Андрей с детства впитал дух эпохи. Его отец, формально врач по профессии, всю жизнь посвятил политической борьбе: будучи идейным эсером, он выступал против самодержавия. Не раз арестовываемый, в 1905 году он был приговорён к каторжным работам в Сибири, но сумел бежать и обосновался в Париже, куда вскоре последовала и семья с трёхлетним Андреем. После революции они вернулись в Россию.

Ещё в Париже двенадцатилетний Андрей начал посещать театральный кружок, а в Москве продолжил развивать страсть к сцене. Несмотря на настойчивые пожелания отца получить инженерное образование в институте воздушного транспорта, юноша не оставил театральных занятий: он создал студенческий театр и, после кончины отца, оставил институт, чтобы поступить в недавно открытый техникум кинематографии (ныне ВГИК).

С дипломом в руках он стал актёром Театра-студии киноактёра, сочинял стихи и даже выпустил поэтический сборник, удостоенный похвалы Сергея Есенина. Его дебют в кино состоялся в 1924 году, и к началу 1930-х он снялся в пятнадцати немых фильмах, сменив фамилию Фейт на более звучную — Файт.

Переход Андрея в звуковое кино прошёл успешно, что было редкостью для звёзд немого экрана. В эпоху отсутствия технологий озвучивания актёры должны были виртуозно владеть речью и пением прямо во время съёмок — задача, с которой Файт справлялся блестяще.

Настоящее признание пришло к нему в конце 1930-х благодаря фильмам режиссёра Александра Роу, где он определил для себя амплуа злодея — не только сказочного, но и реалистичного. Его уникальная внешность позволяла играть самых разнообразных антагонистов без грима. К концу 1940-х Файт считался одним из ведущих актёров страны в роли отрицательных героев: в его фильмографии — более сотни персонажей, от вражеских офицеров и шпионов до сказочных кощеев и колдунов.

Подходя к работе с исключительным профессионализмом, Андрей тщательно изучал психологию реальных преступников и злодеев, вникая в их повадки и манеры. Его не смущало, что зрители порой отождествляли его с созданными им на экране образами. На творческих вечерах он нередко повторял: если публика начнёт его любить, значит, он что-то сделал не так.

В кругу близких Файт был мягким и обаятельным человеком. Его улыбка — порой едва заметная, лишь глазами — мгновенно стирала образ злодея. Он пользовался успехом у женщин, был дважды женат и воспитал сына Юлия, ставшего впоследствии известным режиссёром, поставившим более двадцати фильмов и спектаклей.

Заслуженный артист РСФСР Андрей Андреевич Файт скончался в 1976 году от инфаркта в возрасте 72 лет. Его похоронили в старой части Новодевичьего кладбища рядом с могилами родителей.

По мнению критиков и специалистов, Файт навсегда остался непревзойдённым мастером амплуа злодея в отечественном кинематографе.

  • Другие новости