Анатолий Смиранин: легенда экрана и сцены

Анатолий Смиранин принадлежал к плеяде актёров, чьё появление на экране с первых мгновений захватывало зрителя неумолимо. Его дар не ограничивался впечатляющей внешностью — в нём пульсировал мощный талант, пробудившийся ещё в эпоху немого кино на заре XX столетия. За почти пять десятилетий в кинематографе он так и не удостоился главной роли, в отличие от театральных подмостков, где его звезда сияла ярко.

Анатолий Смиранин: легенда экрана и сцены

Кадр из фильма

Анатолий Дмитриевич Смиранин родился в 1892 году в семье одесского капитана дальнего плавания. С раннего детства он познавал моря, служа юнгой на отцовском судне, но когда настало время образования, сошёл на берег и поступил в гимназию Таганрога. Там, дебютировав на школьной сцене, юноша осознал, что актёрское призвание манит его сильнее, чем морские горизонты, предначертанные отцом.

Спустя время отец смирился с отказом сына от семейной династии мореплавателей, однако мысль о театральной карьере оставалась для него неприемлемой. Он перевёз Анатолия из Таганрога в Одессу и настоял на зачислении в университет на юридический факультет.

Анатолий уступил давлению, но не расстался с мечтой о сцене. Днём он погружался в университетские занятия, а вечерами спешил в актёрскую школу, где однажды его приметил руководитель Черниговского драмтеатра и пригласил в труппу.

Анатолий оставил университет и тайно бежал из Одессы в Чернигов, не предупредив отца, вернувшегося из очередного рейса.

С началом Первой мировой войны юноша был призван и отправлен на германский фронт. Служба оказалась недолгой: ранение привело его в московский госпиталь на лечение.

После демобилизации он обрёл пристанище на киностудии Ханжонкова. Его дебютные роли второго плана украсили ленты с Верой Холодной, Осипом Руничем, Иваном Мозжухиным и другими иконами немого кино.

В середине 1920-х Анатолий Смиранин вернулся в Одессу, где играл в театре драмы и продолжал кинематографическую деятельность.

В 1936 году он принял предложение Тбилисского русского театра имени Грибоедова, переселился в Грузию и посвятил этому коллективу всю оставшуюся жизнь.

В 1946 году ему было присвоено почётное звание Народного артиста Грузинской ССР.

Помимо сценических успехов, он с энтузиазмом откликался на кинематографические предложения. Среди самых ярких его работ — роль в немой картине «Разлом» 1929 года, участие в фильме 1946 года «Робинзон Крузо» и, безусловно, незабываемая партия старика Бальтазара, отца главной героини, в культовом ленте «Человек-амфибия» 1962 года.

Последним кинематографическим вкладом 74-летнего мастера стала роль профессора Бернара, возглавляющего группу археологов, в шпионском детективе «Игра без ничьей», снятом в 1966 году на студии «Грузия-фильм».

Однако в сердцах зрителей он навсегда запечатлён как Бальтазар — гордый индейский старец, что ножом предков восстановил справедливость: «Полиция? Приезжайте. Я убил человека…»

  • Другие новости