«34-й скорый»: советский фильм-катастрофа, основанный на реальных событиях»

В 1979 году на экраны вышел фильм «34-й скорый» — напряжённая лента-катастрофа, вдохновлённая реальными событиями. Его создание стало своеобразным ответом на ошеломительный успех картины «Экипаж» (1979), вошедшей в число самых успешных отечественных фильмов и сохраняющей популярность по сей день.

«34-й скорый»: советский фильм-катастрофа, основанный на реальных событиях»

Кадр из фильма

Режиссёр Андрей Малюков, которому тогда было 32 года, решил спустя полтора года после «Экипажа» снять собственный фильм-катастрофу. Сюжет основан на трагедии, произошедшей в феврале 1977 года: в фирменном поезде «Юность», следовавшем из Москвы в Ленинград, на подходе к вокзалу вспыхнул пожар. Погибли 17 человек, среди них трое курсантов пожарно-технического училища, случайно оказавшихся в поезде.

Именно благодаря их грамотным и героическим действиям последствия катастрофы не стали ещё более масштабными — жертвы могли исчисляться десятками. Следствие подтвердило правильность действий курсантов, и указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 июля 1977 года восемь из них были награждены медалями «За отвагу на пожаре», трое посмертно.

Хотя власти предпочли не афишировать трагедию, разрешение на съёмки фильма было получено, правда без прямых ссылок на конкретный инцидент. Сценарий слегка приукрашен, но в нём сохранены отважные поступки пассажиров, включая пожарных курсантов, а также причина пожара — преступная халатность.

Профессиональные пожарные выступили консультантами на съёмках, что придало фильму высокую степень реализма. Актёрский состав — Лев Дуров, Альгимантас Масюлис, Елена Майорова, Александр Фатюшин, Олег Голубицкий, Ирина Печерникова и другие — вложил душу в создание правдоподобной и трогательной картины.

В прокате фильм собрал неплохую кассу, однако критики встретили его сдержанно, обвиняя в спекуляции трагическими событиями, отсутствии идейной глубины и преувеличении реальности. Министр путей сообщения СССР Иван Григорьевич Павловский назвал ленту вредной и порочащей советские железные дороги, словно забыв о трагедии четырёхлетней давности.

Тем не менее, «34-й скорый» остаётся актуальным и сегодня — ведь преступная халатность и человеческий фактор по-прежнему лежат в основе большинства транспортных катастроф, как в нашей стране, так и во всём мире.

  • Другие новости